Общая характеристика


Кочевые курды принадлежат, как правило, какому-нибудь племени. Не объединена в племена лишь часть оседлых курдов, городские курды и курды-эмигранты. Но даже они помнят, откуда они родом, бережно хранят память о своих предках и поддерживают тесные контакты с родственниками - далекими и близкими. Курдов, не объединенных в племена называли просто, по лингвистическому признаку: в Северном Курдистане их называли курманджи, в Южном мискен. В части Сулейманийской провинции (Юго-восточный Курдистан) они были известны также под именем гурани.
Вожди кочевых племен располагали сильными отрядами, которые защищали курдское население от набегов других племен и совершали разбойничьи набеги на чужие владения.
Уменьшение площади пастбищных земель наряду с ростом стад, как у кочевников, так и у оседлого населения, укрепление: власти вождя и осознание принадлежности целых районов определенным феодалам привели к необходимости окончательного закрепления пастбищ за кочевыми единицами, поскольку "свободное кочевание приводило к бесчисленным столкновениям из-за пастбищных земель". За эти постоянные пастбищные участки племенные вожди брали налог продуктами в виде десятины со скота (агнам). Он взимался с каждого хозяйства. На зимовке феодал-вождь имел своего представителя в виде сборщика агнама и других налогов, которым был обычно староста. Налоги собирались осенью.
Оседлые курды зиму проводили в деревне, а лето - на пастбищах, часто в нескольких часах езды от деревни. В отличие от них курды-кочевники круглый год жили в шатрах. Перемещения кочевников нередко сопровождались нападением на оседлых курдов.
Оседлое население страховало себя от нападения кочевников тем, что платило дань вождям определенных племен за защиту от нападений других феодалов. Нередко вместо дани вождям передавались земли. Феодалы (аги, мири, мирмирани, беки) владели лучшими землями.
Внутреннее управление и судопроизводство в племени являлись неделимым правом вождя. Право это передавалось по наследству. Нередко после смерти мужа племенем управляла вдова вождя.
Ага имел право на бесплатную перевозку шатра. За выдачу разрешения на брак он требовал быка. Он же взимал штрафы деньгами или натурой. За обрезание шейх получал от 2 до 10 овец, за свадебный обряд - от 5 до 15, за изгнание злого духа - 1-2. Курд не осмеливался даже предстать перед своим господином без соответствующего подарка. Когда шли к are, захватывали с собой по меньшей мере овцу или козу, к шейху - ягненка или домашнюю птицу.